наверх
 

Студия импрессионистов. — С.-Петербург, 1910

Студия импрессионистов : Книга 1-ая : [Сборник] / Редакция Н. И. Кульбина. — С.-Петербург : Издание Н. И. Бутковской, 1910  Студия импрессионистов : Книга 1-ая : [Сборник] / Редакция Н. И. Кульбина. — С.-Петербург : Издание Н. И. Бутковской, 1910
 
 

Студия импрессионистов : Книга 1-ая : [Сборник] / Редакция Н. И. Кульбина. — С.-Петербург : Издание Н. И. Бутковской, 1910. — [4], 128 с., 5 л. цв. ил. : ил.

 

Студія импрессіонистовъ : Книга 1-ая : [Сборникъ] / Редакція Н. И. Кульбина. — С.-Петербургъ : Изданіе Н. И. Бутковской, 1910. — [4], 128 с., 5 л. цв. ил. : ил.

 
 
В 1910 году к открытию выставки «Треугольник — Венок Стефанос», организованной группой Бурлюка «Венок — Стефанос», группой Кульбина «Треугольник» и редакцией журнала «Сатирикон», был выпущен сборник «Студия импрессионистов».
 
В сборник включена статья Кульбина «Свободное искусство как основа жизни: Гармония и диссонанс», среди прочего, посвященная проблемам цветомузыки. Опираясь на практические опыты З. В. Унковской (на них ссылался в своей книге и Кандинский) и таблицу звуко-цветовых ощущений, составленную Н. Римским-Корсаковым, автор стремится установить возможную связь между основными цветами спектра, с одной стороны, и с миром звуков и чисел — с другой.
 
Также напечатаны: стихи А. Борисяка, Д. Бурлюка, Н. Бурлюка и В. Хлебникова; статьи А. Балльера о яванском кукольном театре, А. Борисяка «О живописи музыки» и эссе А. Гидони «Царевна и луна». Большую часть сборника занимает монодрама Н. Евреинова «Представление любви» с обширным предисловием автора, содержащим пространные рассуждения о природе этого жанра. Иллюстрации к драме (воспроизведенные тоновой и трехцветной автотипией) исполнены Н. Кульбиным и Л. Шмит-Рыжовой.
 
Сегодня книга знаменита прежде всего благодаря первопубликации в ней стихотворения Хлебникова «Заклятие смехом», а также кубистического рисунка Бурлюка «Обнаженная».
 
Подробнее о выставке и книге: rozanova.net.
 
 
 

Свободное искусство, как основа жизни.

ГАРМОНИЯ И ДИССОНАНС.

(О жизни, смерти и прочем).

 
Гармония и диссонанс — основные явления мироздания. Они универсальны, общи для всей природы. На них основано искусство.
 
Жизнь обусловливается игрой взаимных отношений гармонии и диссонанса, их борьбой.
 
Жизнь природы, общая жизнь Дома, — жизнь в великой гармонии, в красоте, в Нем.
 
Совершенная гармония — нирванна, к ней стремится усталое Я.
 
Совершенная гармония — смерть.
 
Смерть — покой жизни, а не отсутствие ее. Нета нет*). Смерть положа на круг: в ней нет только начала и конца; остальное все есть. Пружина замкнута и не движется, но Сила в ней не отсутствует, а покоится. Сила — в покое, в возможности („в потенции“), потенциальная, спящая сила.
____________
*) Близок к нету Наль, когда он проигрывает Дамаянти в стуколку, пьет водку и пренебрегает искусством.
 
Откройте замок, и пружина прыгнет, как разбуженный зверь; проявится деятельная, бодрствующая сила, энергия.
 
Гармония — правильность отношений, симметрия.
 
Что такое правильность? То, что правильно для человеческого Я, правильно ли для макрокосма?
 
* * *
 
Чем крепче спит жизнь, тем больше в ней симметрии. Правильно то, что крепко спит. В спящей природе крепче всего спит камень, Кристалл. В камне — «наибольшая плотность; стремление к единению, притяжение, сродство наиболее насыщено. Любовь спаяла элементы; они привыкли друг к дружке.
 
В кристалле — наибольшая симметрия, наибольшая правильность отношений. Кристалл поваренной соли, куб — один из примеров великой гармонии. В нем равны все грани, площади, углы; все отношения его правильны.
 
В нем спят двое лютых: Натр и Хлор. Крепко спаял их брак, и лютость удовлетворена. Без пробудителей, в сухом виде эта чета не действует, а покоится в гармонии. Но является вода, чета Кислорода с Водородом, форма усложняется, раздаются диссонансы, и соль проснулась для авантюр.
 
Усложнение формы сопровождается диссонансом.
 
По мере усложнения формы, она становится все менее правильной, и сильнее звучит диссонанс. Кривая линия диссонирует. Самая диссонирующая форма — та, которую имеют живые клетки, форма человека — форма студенистая, „коллоидальная“.
 
В последние года научными исследованиями доказано, что даже неорганические вещества, переводя в коллоидальную форму, приобретают свойства живых существ.
 
Например, платина в виде коллоида может „отравляться“ ядами*), но может и приобретать „выносливость“, „закаляться“, становиться „невосприимчивой“ к ядам, живо реагировать на малейшие химические и физические раздражения и т. д. Все это связано с поразительным свойством коллоидов — их разрешающим, „литическим“ действием**).
____________
*) Например, она может отравляться угарным газом и оправляться от „угара“.
**) Литическое действие состоит в том, что в присутствии обладающего им вещества, химические процессы других веществ ускоряются. Например, серебро в кристаллическом виде или в виде слитка не влияет на соседние вещества разрешающим образом. Но оно может быть получено в виде коллоида. Такое студенистое серебро, находясь в одном сосуде с другими веществами, ускоряет химические процессы своих соседей, при чем само оно не принимает участия в этих процессах, и в нем нет признаков изменений.
Разрешающее действие изучено Берцелиусом, Мичерлихом, Оствальдом, Бредигом и др. учеными. К. Людвиг признает значение этого процесса столь великим, что, по его мнению, физиологическая химия должна составлять только часть химии каталитической.
Популярное изложение этих данных см. в брошюре пр. Н. П. Кравкова „Соврем. проблемы фармакологии и материализм“; С.-Пб., 1903 г., 16°, 27 стр.
 
Обращаю внимание на то, что по мере усиления диссонанса формы, проявляется жизнь.
 
В музыке, пластике и словесности созвучия успокаивают зрителя, а диссонансы возбуждают.
 
При собственных исследованиях я убедился, что в спектре, в гаммах цветов можно определить созвучия и диссонансы, как в музыкальных гаммах.
 
При этом я обратил внимание на совершенно особое значение для жизни и для искусства сочетаний колоритов, находящихся в тесном соседстве в спектре, и сочетаний звуков, соседних в гаммах. Разумею гаммы с малыми интервалами.
 
Подробнее об этом говорится ниже, в статье о свободной музыке.
 
Здесь упомяну о том, что этими явлениями, которые я называю „тесными сочетаниями“ и процессами тесных сочетаний, можно изобразить в живописи, музыке и других отраслях искусства всевозможные картины природы и субъективных переживаний*).
____________
*) Между прочим, по собственному опыту, советую живописцам изображать свет при помощи диссонансов. Результаты получаются очень убедительные.
 
Диссонансами и тесными сочетаниями вызывается жизнь.
 
Это, конечно, вовсе не значит, что всякий диссонанс полезен для жизни и для искусства. Важно взаимное отношение между созвучием и диссонансом.
 
Только при очень целесообразном применении диссонансов и разрешений их в гармонию возникает жизнь в природе и в искусстве. В этом случае диссонансы являются в художественном произведении могучим средством для воздействия на сознание, чувство и волю зрителя.
 
О разрешениях диссонансов в музыке имеются целые трактаты. В каждом учебнике гармонии можно почерпнуть сведения о них. Обращаю внимание на особое явление, которое я называю „гармонией последовательности“.
 
Большинство слушателей (зрителей) считается только с созвучием одновременно взятых тонов, в виде аккорда, и с арпеджио.
 
Диссонанс, например, из одновременно звучащих до и ре, взятый отдельно, производит вредное, неприятное впечатление.
 
Это — какофония.
 
Но представьте себе, что перед этим диссонансом взяты звуки, которые созвучны с одной из нот диссонанса, например, с до, а после диссонанса — другие звуки, которые гармонируют с второй нотой, т. е. с ре. Тогда получается гармония последовательности. Часть диссонанса консонирует с воспоминанием, а другая часть — с будущим.
 
Это явление стало обыденнейшим в словесности, где оно легче осуществимо. У поэтов часто рифмуются и вообще созвучны не близко стоящие слова, а слова, разделенные даже многими строками.
 
В современной музыке и более всего — в произведениях Скрябина, напр., в его „Поэме экстаза“ можно проследить диссонансы, дающие гармонию с воспоминаниями, которые уже забыты большинством публики, но хранятся в душе внимательных слушателей, способных к познанию искусства.
 
Если мы поймем, что весь мир — цепь воспоминаний, то станет ясным громадное значение гармонии последовательности.
 
Гармония последовательности особенно типична для современного искусства.
 
Вообще, по мере развития культуры, применение диссонансов во всех отраслях искусства получает все большее и большее распространение и значение.
 
Диссонансы находятся в связи с психологическим законом контраста и способствуют его применению в искусстве.
 
Они играют роль острой приправы, уничтожающей пресность, и придают художественному произведению раздражающую силу, способность возбуждать симпатическое воображение зрителя.
 
В старинном искусстве, например, в музыке старинных композиторов диссонансы играли меньшую роль, и разрешения их были осторожными, спокойными.
 
Однако великие художники уже пользовались смелыми диссонансами и гармонией последовательности.
 
Примеры этого можно встретить в сочинениях Софокла и других мастеров древности и в величайших произведениях народной поэзии: в „Слове о полку Игореве“ и пр.
 
Явился Шекспир, великое воплощение мировой души совершилось. Зазвучала дивная игра диссонанса с гармонией.
 
<...>
 

 

Оглавление.

 
От ред.  1
 
КУЛЬБИН, Н. И. Свободное искусство, как основа жизни.. 3
Гармония и диссонанс (стр. 3). Источники и система (стр. 10). Свободная музыка (стр. 15). Цветная музыка (стр. 20). Виньетки Л. Ф. ШМИТ-РЫЖОВОЙ (стр. 3 и 10), А. А. НИКОЛАЕВА (стр. 14) и А. А. АНДРЕЕВА (стр. 15 и 26).
 
ШМИТ-РЫЖОВА, Л. Ф. Восточный мотив.. 27
Заставка ее же.
 
БАЛЛЬЕР, А. И. Wajang. Явайский кукольный театр.. 28
Рисунки его же.
 
БОРИСЯК, А. А. Гроза.. 31
Заставка А. А. АНДРЕЕВА.
 
ГИДОНИ, А. И. Царевна и Луна.. 32
Виньетки Л. Ф. ШМИТ-РЫЖОВОЙ.
 
РИГЛЕР, М. А. Ее песня.. 41
Как лист отлетающий.. 41
Заставка А. А. АНДРЕЕВА.
 
БОРИСЯК, А. А. О живописи музыки.. 42
Заставка А. А. АНДРЕЕВА. Концовка Н. М. СИНЯГИНА.
 
НЕЧЯЕВ, В. И. Песнь весне.. 45
Заставка А. А. ДУНИЧЕВА.
 
БУРЛЮК, Д. Д. Праздно-голубой.. 46
Зеленое и голубое.. 46
Заставка его же.
 
БУРЛЮК, Н. Д. Есть звуки, что кричат нам с самого рожденья.. 47
 
ХЛЕБНИКОВ, В. В. Заклятие смехом.. 47
Трущобы.. 48
 
ЕВРЕИНОВ, Н. Н. Представление любви, монодрама в 3-х действ.  49
 
Иллюстрации к „Представлению любви“:
Рисунки в тексте. Е. П. ВАЩЕНКО.
Стилизация банальности. Н. И. КУЛЬБИНА.
Сцена I акта. Л. Ф. ШМИТ-РЫЖОВОЙ.
Сцена II акта. Ее же.
Любовь (II акт). Н. И. КУЛЬБИНА.
Отчаяние (III акт). Его же.
 
Обложка работы Л. Ф. ШМИТ-РЫЖОВОЙ.
 
Заставка заглавного листа А. А. АНДРЕЕВА (ДУНИЧЕВА).
 

 

Примеры страниц

 
КУЛЬБИН, Н. И. Свободное искусство, как основа жизни  БАЛЛЬЕР, А. И. Wajang. Явайский кукольный театр
 
ЕВРЕИНОВ, Н. Н. Представление любви, монодрама в 3-х действиях  ЕВРЕИНОВ, Н. Н. Представление любви, монодрама в 3-х действиях
 
ЕВРЕИНОВ, Н. Н. Представление любви, монодрама в 3-х действиях  ЕВРЕИНОВ, Н. Н. Представление любви, монодрама в 3-х действиях
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 76,2 МБ).
 
 

20 октября 2019, 21:49 1 комментарий

Комментарии

Это здорово! Спасибо!

Добавить комментарий